ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

1.9.2005

Анатолий Петров

В воскресенье, 4 сентября, состоятся выборы органов местного самоуправления. На территории Московской области они пройдут в 299 вновь созданных муниципальных образованиях. Сейчас можно только предполагать какие перемены ожидают страну, однако одно очевидно уже сегодня – в России появляется совершенно другая система управления. В определённом смысле это будет другая страна.

«Голосование не определяет хода событий.
Голосование решает, кто будет определять ход событий».
Джордж Уилл
Вот и всё. Агитационная кампания практически завершена. Через два дня купавинцы придут на избирательные участки. Уникальность ситуации заключается в том, что впервые в своей жизни мы будем выбирать людей которым, на ближайшие 4 года доверим управление своим городом. А значит, нашим благополучием и будущим наших детей. Что и говорить, выбор серьёзный и ответственный. Сделать его будет непросто, тем более, что и сами кандидаты в пылу предвыборных баталий наговорили много несуразиц.
Согласно закону о выборах, как сотрудник муниципального печатного органа, я не могу высказываться “за” или “против” кандидатов, но поделиться общими наблюдениями считаю возможным.
Во-первых, определённости “за кого голосовать?” у большинства избирателей, видимо, так и нет. Виной тому – агрессивность предвыборных листовок ряда кандидатов, их стремление “заработать очки” на очевидном незнании людьми закона о местном самоуправлении, а также попытках представить своих соперников в невыгодном свете.
Во-вторых, настенной агитации было так много, что в какой-то момент она перестала выполнять свою функцию. Купавинцы, по их возмущённым рассказам, наелись её до такой степени, что она стала ими отторгаться, как если бы это была телевизионная реклама.
В-третьих, плохо, что в азарте предвыборной борьбы, кандидатам было как-то недосуг разъяснять нам, избирателям, какую, собственно, жизнь мы выбираем? В чем смысл закона местного самоуправления? Для чего он вводится? Что реально мы получаем? И нужен ли он нам?
Поэтому, давайте ещё раз остановимся на этих вопросах.
Итак, цель перехода на новый поселенческий принцип жизни – сделать власть близкой и доступной каждому. Это будет та власть, которую мы знаем, сами выбрали и доверяем. И это, безусловно, хорошо.
Далее, следует помнить, что государственная власть - это федеральный и региональный уровни (президент страны, Госдума, правительство и губернаторы регионов со своими исполнительными и законодательными органами). Органы же местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Это, прежде всего, означает, что в их взаимоотношениях отсутствует подчинённость одного уровня власти другому. То есть в границах своей компетенции местное самоуправление самостоятельно и неподотчётно органам государственной власти.
На уровне муниципальных образований (поселений) будут решаться все вопросы, обеспечивающие повседневные нужды людей: коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, культура, спорт, благоустройство, газо-, водо-, энергоснабжение, содержание социального жилого фонда, регулирование застройки поселения, содержание дорог и т.д. Иными словами всё то, с чем жители сталкиваются каждый день.
А органы местного самоуправления районов будут решать вопросы районного характера: обеспечивать работу районной поликлиники, движение межмуниципального пассажирского транспорта, обслуживание межмуниципальных дорог и др.
Каждое муниципальное образование будет действовать на основе своего Устава, который разрабатывается самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства РФ и Московской области и принимается Советом депутатов.
Срок полномочий органов местного самоуправления – главы, Совета депутатов – должен определяться Уставом, но не быть более 5 лет.
Необходимо будет усвоить, что в соответствии с Законом органы местного самоуправления подотчётны населению муниципального образования. Кроме того, население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или главу муниципального образования. Эта процедура должна регулироваться Уставом.
Для обеспечения своей жизни и развития каждое муниципальное образование принимает бюджет, доходная часть которого формируется за счёт имущественных налогов проживающих на его территории граждан и различных хозяйствующих субъектов.
То есть, все новые муниципальные образования будут существовать самостоятельно в пределах своей компетенции, установленной уставами, а взаимоотношения с районом будут выстраиваться только на основании договоров. Иными словами, для того чтобы нормально жить муниципальное образование должно быть самодостаточным. И если раньше районные власти могли помочь дотационному образованию за счёт перераспределения доходов районного бюджета, то с 1 января 2006 года всё это запрещено.
Важными полномочиями будет обладать Совет депутатов. Решения этого органа обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования. В его компетенции находится принятие устава, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, принятие планов и программ развития территории, определение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом, контроль за деятельностью должностных лиц местного самоуправления и некоторые другие важные вопросы.
Дорогие избиратели, как видите в своём материале я не делаю выводов, не даю оценок, не строю предположений. Потому что убеждён – наш общий выбор в день голосования будет верен.