Старая Купавна  

Информационная грамотность учителя или компетентность?

20-Feb-2008
 
 
 
   
Нью-Йорк Моторс Москва




Все статьи

Проект есть, а есть ли результат?
Эта программа включала: оснащение школ персональными компьютерами, подключение их к сети Интернет, создание системы федеральных образовательных порталов, разработка электронных образовательных продуктов, переподготовка преподавателей в области информационно-коммуникационных технологий и т.д. Иными словами, была заложена материально-техническая основа процесса информатизации образования: созданы внешние условия повышения эффективности обучения и подготовки выпускника школы к полноценной жизни в условиях современного высокотехнологичного информационного общества. На страницах газет и на форумах в Интернете довольно часто появляются вопросы: "А почему, собственно, нацпроект? И что будет с нацпроектом "Образование" дальше?". Ответ найдем в классической теории. Рассел Арчибальд, один из признанных классиков управления проектами, определяет проект как комплекс усилий, предпринимаемых с целью получения конкретных уникальных результатов в рамках отведенного времени и в пределах утвержденного бюджета, который выделяется на оплату ресурсов, используемых или потребляемых в ходе проекта. Таким образом, проект есть комплекс действий, направленных на получение уникального результата, будь то продукт или услуга. Суть результата - его содержание. Для информационной системы - ее функциональность. На вопрос о том, что же дальше, ответ дает Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в которой выделяются главные направления научной и практической деятельности, включающие не только обеспечение образовательных учреждений компьютерной техникой, но также изменения методов, форм и содержания обучения в связи с проникновением в учебный процесс информационных технологий. Стало быть, нацпроект "Образование", "запустив" материальное обеспечение информатизации образовательной деятельности школы, конкретизировал ближайшие перспективы преобразований в школе. Понятие "информатизация образования" основывается на развитии компьютерных и информационных технологий и, что весьма значимо, возможна лишь при условии взаимосвязи и преемственности всех структурных компонентов и этапов образовательного процесса. Напомним, что информационные технологии включают и программированное обучение, и интеллектуальное обучение, и экспертные системы, и гипертекст, и мультимедиа, и демонстрации, которые применяются в зависимости от учебных целей и ситуаций. Следует подчеркнуть, что информатизация образования связана не только с созданием опережающей научно-методической базы, но, что очень важно, она предполагает подготовку нового поколения учителей и переподготовку учителей работающих.

Компьютер - он друг или так?
Вопрос о степени владениями и необходимости владения информационными технологиями не является новым, поскольку разветвленная система Институтов повышения квалификации учителей, Академия информатизации и многие другие учреждения предлагают многочисленные курсы повышения квалификации. Дело в другом: насколько эффективными в повышении информационной компетентности учителей можно считать такие курсы? Искать ответ нет смысла, поскольку такой поиск чреват длительной дискуссией относительно критериев и показателей эффективности, "конечных результатов" и т.п. Предлагаю посмотреть на проблему информационной компетентности современного учителя с иной стороны - глазами выпускников школы и с позиции их информационной компетентности. С этой целью, стремясь определить реальный уровень информационной и технологической компетентности учителей, реализующих национальный проект "Образование", группа ученых Педагогического института Южного федерального университета провела исследование, в ходе которого абитуриентам ЮФУ 2007 года был предложен ряд вопросов, в частности:
- Есть ли в вашей школе компьютерный класс и как он используется (на уроках, на факультативных занятиях, вне занятий)?
- В какой деятельности вы чаще всего используете компьютер?
- Считаете ли вы обязательным использование компьютерных технологий на уроке?
- На каких уроках чаще всего используются компьютерные технологии?
- Используется ли на уроках в вашей школе Интернет?
- Оцените собственный уровень владения компьютером и др.
Проанализировав ответы выпускников на первый вопрос, можно отметить, что сельские школы в большей степени оснащены компьютерной техникой, чем городские. В то же время ответы школьников наглядно подтверждают результативность реализации национального проекта "Образование" - в 92% городских и 96% сельских школ имеются компьютерные классы. При этом анализ ответов абитуриентов показал, что чаще всего компьютерные классы используются для проведения уроков (в городских школах чаще), значительно реже - на факультативных занятиях и очень редко во внеучебной работе школьников. Анализ ответов абитуриентов показал, сами выпускники школ чаще используют компьютер как средство обучения. И в то же время учащиеся сельских школ реже используют компьютер как средство общения. Сравнительный анализ ответов выпускников показал, что сельские школьники в большей степени уверены в том, что использование компьютера в учебном процессе обязательно обеспечивает повышение интереса к обучению. Наибольший интерес для исследователей составил анализ самооценки выпускниками своего уровня владения компьютером:
- городские школьники в большинстве определили уровень владения компьютером "уверенно" (48%) и 26% школьников используют компьютер как пишущую машинку. Сельские школьники по этим показателям уступают городским.
Абитуриентам было предложено определить составляющие компьютерной грамотности специалиста образования, в результате ими были выделены следующие показатели:
- работа со специализированными программами,
- умение поиска информации;
- навыки обслуживания компьютера,
- работа с офисными программами,
- владение навыками программирования.
Как показал опрос, большинство сельских школьников считают необходимым повышение собственной компьютерной грамотности: 60% полагают, что ее нужно повысить обязательно. Городские школьники более уверены в себе: опрошенные в равной степени считают, что их компьютерную грамотность нужно повысить обязательно и "желательно". Городские школьники чаще пользуются компьютером дома, чем в школе. Сельские - почти в равной степени дома и в школе.

Уйти в Интернет и не потеряться
Половина городских и сельских школьников проводят еженедельно до трех часов в Интернете, 24% городских и только 8% сельских школьников в Интернете работают до 10 часов в неделю. Использование Интернета на уроках отметили 36% выпускников сельских школ и 26% - городских школ. Для преподавателей педвуза результаты опроса показали базовый уровень абитуриентов и практически определили содержание и направления информатизации подготовки будущего учителя. Вместе с тем, для членов исследовательского коллектива очевидным стал и иного рода вывод: если старшеклассники столь компетентно владеют компьютером, достаточен ли уровень учителя, прошедшего повышение квалификации в объеме 36-72 часов? Ответ напрашивается сам собой - скорее нет, чем да. Обоснуем свою позицию. Сложившаяся практика краткосрочных форм повышения квалификации учителей:
1) выносит российскую систему повышения квалификации "за скобки" реального социально-экономического контекста страны, снижается конкурентоспособность отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг;
2) приводит к внутренней "разорванности" сознания педагогов, к нарастанию психологического дискомфорта, тревоги, растерянности в ситуациях профессионального и личного самоопределения и т.д.
Не включаясь в поиск ответа на исконно русский вопрос: "кто виноват?", мы предлагаем свой вариант ответа на вопрос: "что делать?" и приглашаем читателей к обсуждению вопроса о необходимости в ситуации окончания первого этапа национального проекта "Образование", освоения каждым учителем дополнительной квалификации "Специалист в области информационного и технологического обеспечения образовательного процесса в школе". Мы полагаем, что в современной школе учитель не только должен быть компетентен в использовании информационных технологий на уроке и во внеучебной деятельности, но и уметь обслуживать технику. Именно дополнительная квалификация, дающая учителю фундаментальную и прикладную подготовку, позволит ему "угнаться" за развитием информатики как науки и за своими "продвинутыми" учениками. Авторы инициативы справедливо полагают, что структура подготовки по дополнительной квалификации "Специалист в области информационного и технологического обеспечения образовательного процесса в школе" должна включать инвариантный и вариативный компоненты. Компьютерная компетентность учителей всех профилей включает определенный уровень знаний и умений в области информационных технологий, изучение которых осуществляется по двум направлениям: изучение предмета информатики с примененим информационных технологий в процессе обучения по образовательной области и изучение основ технического обеспечения оргтехники. Вариативные компоненты программы подготовки разработаны с учетом особенностей преподавания дисциплин естественно научного, гуманитарного и физикоматематического циклов, поскольку речь идет о необходимости отбора конкретного содержания информационной и технологической подготовки с учетом специфики изучаемых предметов и включающего необходимое программное обеспечение.

Л.В. Занина,
профессор, декан факультета непрерывного и дополнительного
образования Пединститута Южного федерального университета

Старая Купавна