Старая Купавна  

Кто виноват?

10-Apr-2008
 
 
 
   
Нью-Йорк Моторс Москва




Все статьи

Этот традиционный российский вопрос в данном случае обращен к проблеме все ухудшающегося здоровья школьников. Всем известно, что здоровье школьников постоянно продолжает ухудшаться. Но парадокс – заблуждение заключается в том, что, как правило, и властные структуры, и общественность, и СМИ, да и сами работники образования винят в этом явлении школу – что школа, мол, "портит здоровье детей". Получается так: раз школьник учится в школе, то школа и виновата.

Виновата ли школа?
Да, в чем-то школа и виновата, об этом мы поговорим чуть позже. Но проблема гораздо шире: ухудшается здоровье детей школьного возраста. И вина в этом не только и не столько школы, а во всем образе современной жизни: плохой воздух, загазованность атмосферы, особенно в крупных городах, кислотные дожди и т.д.; плохая вода – и плохо очищенная и очищенная вредными веществами, например хлором; плохое питание – плохое не по количеству, а по качеству продуктов: перемороженное мясо, пролежавшее много лет в холодильниках, мясо из скота, выкормленного по "современным" технологиям с применением гормонов и других всевозможных "высокопродуктивных" добавок. Порошковое молоко – ведь, по крайней мере, в крупных городах все продающееся молоко – восстановленное из порошка (закуплено западное технологическое оборудование, рассчитанное только на такие технологии). Соответственно все молочные продукты тоже из порошкового молока. Продукты растительного происхождения из генномодифицированных сельскохозяйственных культур,выращенных, к тому же, по современным индустриальным технологиям с применением огромных доз нитратов, пестицидов, гербицидов и т.д. – хлеб, овощи, фрукты и т.п.; экран телевизора, за которым дети школьного возраста проводят по многу часов ежедневно, а в последние годы – еще и экран компьютера. Радиоизлучения от мобильных телефонов и другой аппаратуры; применение всем населением, в том числе детьми, большого количества лекарственных препаратов, которые лечат текущие болезни, но оставляют в организмах следы для появления впоследствии болезней новых. Так, например, в США население в былые годы увлекалось приемом антибиотиков, затем гормонов, была "мода", американцы удивительно падки на моду. А сегодня проявились последствия – ожирение всей нации уже на генетическом, необратимом уровне. Кроме того, наличие в каждом доме, в каждой квартире большого количества препаратов бытовой химии, а также парфюмерия, косметика, абсолютную безвредность которых еще никто не доказал; плохая наследственность. Ведь здоровье "школьников" стало ухудшаться уже давно. И сегодня в школе учатся дети бывших "школьников" с ухудшенным здоровьем, а то и дети детей бывших "школьников".
Далее следует учитывать и такой фактор, что при современных средствах медицинской диагностики выявляются такие виды патологии, которые не могли быть выявлены 20-30 лет назад, тогда ребенок считался бы здоровым, а сейчас он будет причислен к разряду больных. Этот фактор также влияет на статистические показатели здоровья школьников. Не следует забывать и о том, что в массовых масштабах, чтобы уберечь мальчика в дальнейшем от призыва на военную службу, многие родители стремятся к тому, чтобы в истории болезни ребенка было "что-нибудь записано". Как видим, факторов, не способствующих сохранению здоровья, в современной жизни множество. Так что напрасно работники народного образования вину за ухудшение здоровья школьников целиком принимают на себя. Тем более, что в школе ребенок проводит в среднем лишь около четверти суток. А три четверти времени – за стенами школы.

Страшно, скучно, унизительно
Но есть вина и школы. В первую очередь, это перегрузка. Сегодня много пишут и говорят о перегрузке школьников, которая отражается на их здоровье. Как правило, перегрузка объясняется слишком большим объемом содержания общего среднего образования. Но автор данной статьи придерживается иной точки зрения. Так называемую "перегрузку" школьников можно объяснить тремя главными причинами – это зарплата учителя, скука и стресс. Первая, главная причина перегрузки не педагогическая, а экономическая! Это сдельная система оплаты труда учителя. Хотя она так и не называется, фактически действует давным-давно введенный порядок, что заработная плата учителя прямо пропорциональна количеству проведенных им часов учебных занятий. Большего издевательства и над учителем, и над учеником трудно было бы придумать. Имея нищенскую зарплату, учитель вынужден набирать себе как можно больше учебной нагрузки, лишая себя сна и отдыха, возможностей культурного и профессионального развития, превращая себя в "урокодателя". С другой стороны, положение ученика. Какие бы постановления, указы не принимались, у ученика всегда, пока действует этот финансовый механизм, будет 7–8, а то и 9–10 уроков в день. В этом заинтересован учитель, и в нашей российской действительности всегда найдутся любые лазейки, чтобы довести учебную нагрузку учащихся до физического предела. Это и есть, очевидно, основная причина перегрузки школьников, о которой так много пишут в связи с массовым ухудшением здоровья детей и молодежи. И до тех пор, пока не будут пересмотрены эти заскорузлые и неумные механизмы оплаты педагогического труда, вневыгодном положении будут и обучающие и обучаемые.
Вторая причина – скука на уроках. Известно, что дети школьного возраста обладают огромной работоспособностью, с которой не сравнится ни один взрослый человек. Но эта работоспособность проявляется только в сочетании с интересом. Но когда заинтересованности нет? Вот тут и начинается серая унылая жизнь, учеба становится тяжелой обязанностью, которая и есть так называемая "перегрузка", отнюдь не способствующая сохранению здоровья. В этой школьной скуке повинно и содержание школьного образования, как правило, слишком академическое, оторванное от жизни, от актуальных для ребенка, подростка его текущих жизненных потребностей. Но повинна и вся система преподавания в школе: нудные, скучные уроки – явление в российской школе, к сожалению, массовое. Как писал А. Эйнштейн: "Если учитель вокруг себя распространяет дыхание скуки, то в такой атмосфере все захиреет». Ведь если школьники так "перегружены", то возникает естественный вопрос, почему все больше и больше учащихся в последние годы переходит из обычных школ в вечерние, или, как их теперь называют, в открытые школы, чтобы получить аттестат зрелости в сокращенные сроки и быстрее начать строить свою будущую профессиональную карьеру?! Почему вчерашние унылые школьники с радостью начинают учиться в профессиональных училищах и лицеях, где они с первых же дней могут начать что-то делать своими руками? Так что, как говорил известный принц: "Что-то не в порядке в Датском королевстве". Зачем, к примеру, надо держать всех учащихся на всех уроках. Ведь давно апробирована и показала свою эффективность зачетная система: учитель (в старших классах) проводит вводную обзорную лекцию по изучаемому разделу, тут же дает задания на весь период изучения раздела. Кто изучил этот раздел самостоятельно и досрочно решил все задачи, выполнил задания и сдал зачет – свободен, и дальше до конца изучения раздела может занятия не посещать. С каждым занятием в классе остается все меньше и меньше учащихся. Учитель может уделить им больше внимания, индивидуально поработать с отстающими. А ведь единственная проблема для внедрения зачетной системы – "что скажет княгиня Марья Алексеевна?", что скажет по этому поводу его величество Чиновник? Третья причина перегрузки – стресс. Знаете ли вы, уважаемый Читатель, как у собак создают экспериментальный инфаркт? Перед клеткой устанавливают ящик с экраном. В ящике расположены лампочка и металлический круг, который может поворачиваться вокруг поперечной оси. Если круг расположен вертикально, на экране будет теневая проекция круга, если наклонно, проекцией станет эллипс. У собак в течение какого-то времени вырабатывают два условных рефлекса: если на экране круг – ей дают корм (поощрение), если эллипс – собаку больно бьют электрическим током (наказание). Наконец, однажды этот круг начинают непрерывно вращать: круг превращается в эллипс, эллипс снова в круг и т.д. Всего несколько минут ... и готово – у собаки инфаркт миокарда. Это у собак. А школьники качаются на этих "качелях" все 11 лет: спросят – не спросят; поставят хорошую отметку или плохую; вызовут родителей или не вызовут и т.д. Сегодня учитель пришел в хорошем настроении, завтра – в плохом. Или у одного учителя он "любимчик", а на следующем уроке у другого учителя-предметника он изгой, пария. И так весь срок пребывания в школе. А потом еще ПТУ, или колледж, или вуз, и там те же "качели". Так что же тогда можно говорить о здоровье молодежи? Так что, по мнению автора, причины так называемой "перегрузки" школьников совсем иные, чем это обычно принято считать. И решать эту проблему надо совсем иными путями. В целом же, проблема здоровья детей, да и всего населения – проблема огромная и должна решаться всем обществом, всем человечеством.

А.М. Новиков,
академик РАО

Старая Купавна