Старая Купавна  

Надо ли их грузить?

19-Oct-2008
 
 
 
   
 




Все статьи

Дошкольное образование призвано обеспечить не только основной фундамент развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здоровья и гармоничного физического развития ребенка. Поэтому о качестве образования, особенно когда речь идет о дошкольном образовании, можно говорить только тогда, когда в нем присутствует здоровьесберегающая и здоровьеукрепляющая составляющая. Согласно последним концептуальным документам в области дошкольного образования образовательные программы должны быть направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка.

Болеем, братцы!
Очень важно, чтобы это требование не осталось просто декларацией, так как оно весьма актуально, по крайней мере, понескольким причинам. Во первых, до сих пор еще не преодолены негативные тенденции в состоянии здоровья детской популяции. Лишь 5–7% дошкольников здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения. Во-вторых, с уходом от единообразия и унифицированности образования, с созданием условий для вариативной и личностноориентированной педагогики принципиально важно обеспечить возможность реализации только таких образовательных программ, которые удовлетворяют требованиям укрепления и физического и психического здоровья детей. В третьих, как уже неоднократно отмечалось не только в научных публикациях, но и в материалах Министерства образования, в условиях вариативности дошкольного образования весьма актуальна проблема защиты ребенка от перегрузки. Причем перегрузка касается не только содержательной его части, но и организационной. С сожалением приходится констатировать тот факт, что "трудноизлечимая школьная болезнь" учебные перегрузки поразила и детские сады: просматривается стремление увеличить нагрузку, нередки случаи применения классноурочной системы занятий в старших и подготовительных группах.
Практика показывает, что содержание образования детей выстраивается исходя из логики будущих учебных предметов в школе, практикуется ведение занятий по развитию речи и математике школьными учителями. Кроме этого, образовательный процесс в ДОУ зачастую перегружен дополнительными студийными занятиями, среди которых иностранный язык, шахматы, компьютер, ритмика, плавание и др. Нередко прослеживается ориентация образования преимущественно на интеллектуальное развитие в ущерб физическому, ущемление прав ребенка на игру. Между тем, как справедливо указывают классики дошкольной психологии, для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью должна быть не учебная, а игровая.
Увеличение образовательной нагрузки приводит к серьезным нарушениям распорядка дня: сокращению прогулок, дневного сна, времени самостоятельной игровой деятельности, оздоровительных мероприятий, что в совокупности может способствовать не только появлению психоэмоциональных срывов, потери мотивации к обучению, но и ранним расстройствам здоровья у детей. Все это делает понятным тот факт, что среди вопросов здоровьесбережения детей, посещающих ДОУ, одним из главных является соблюдение максимально допустимого объема образовательной нагрузки. Критерием того, что используемая программа и технология ее реализации отвечают гигиеническим требованиям, является их соответствие возрастно половым особенностям дошкольников, то есть отсутствие показателей переутомления детей. Как и любая нагрузка, образовательный процесс (развивающие занятия) неизбежно сопровождается интеллектуальной и психологической нагрузкой. Более того, определенное напряжение в процессе занятий обеспечивает пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития. Формирование у ребенка способности к организованной, ритмичной деятельности, развитие умения концентрироваться на нужной задаче является одной из целей образования.

Что за зверь учебное занятие?
В чем же заключаются основные требования гигиенистов к образовательной нагрузке воспитанников дошкольных учреждений? Многолетние физиолого-гигиенические исследования по оценке влияния различных по объему и характеру образовательных нагрузок, которые проводились непосредственно в процессе занятий детей дошкольников, позволили определить ее возрастные регламенты. Согласно действующим Санитарным правилам и нормам максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня для младшей и средней групп не должно превышать двух, а в старшей и подготовительной трех. Их продолжительность в младшей группе не более 10–15 мин., в старшей не более 20–25 мин., а в подготовительной 25–30 мин. В середине занятий необходимо проводить физкультминутку, а перерывы между занятиями должны быть не менее 10 мин. Занятия детей старшего дошкольного возраста могут проводиться во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2–3 раз в неделю. Если они носят статический характер, то в середине занятия должна проводиться фузкультминутка. К тому же эти занятия следует проводить в дни наиболее высокой работоспособности детей во вторник и среду. Занятия по наиболее трудным предметам (математика, развитие речи, иностранный язык и др.), требующим повышенной познавательной активности детей, следует проводить в первой половине дня. Наименьшее утомление у детей вызывает сочетание в расписании занятий наиболее трудных предметов с предметами динамического характера (физкультура, ритмика, плавание). Доказано, что оптимальным для сохранения работоспособности детей является такое сочетание статического и динамического компонента, когда в учебном процессе они представлены поровну. Физкультурные занятия для всех возрастных групп необходимо проводить не менее 3 раз в неделю. Их продолжительность в младшей группе составляет не менее 15 мин., в средней группе – не менее 20 мин., в старшей группе – не менее 25 мин., в подготовительной группе – 30 мин. При наличии у детей спортивной одежды и если нет медицинских противопоказаний, одно из трех физкультурных занятий в старшей и подготовительной группах следует круглогодично проводить на открытом воздухе. Для регионов средней полосы в зимнее время года физкультурные занятия на участке, так же как и прогулку детей 5-7 лет, не проводят при температуре воздуха ниже минус 20 градусов и скорости ветра более 15 м/сек. В теплое время года при благоприятных погодных условиях максимальное число занятий проводят на участке. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон, их количество в неделю не должно быть больше двух, а продолжительность 20–25 мин. Мы считаем нецелесообразным участие ребенка больше, чем в двух дополнительных занятиях. При этом оптимально, если одно из них будет двигательным.

Искать новые формы
В последние годы все более очевидным становится социальный заказ на возрождение в детских садах групп для детей ясельного возраста, и число этих групп увеличивается с каждым годом. В этой связи мы сочли необходимым обозначить регламенты нагрузки и для этой возрастной популяции детей. Для детей ясельного возраста от 1,5 до 3 лет допускается проведение не более 10–11 занятий в неделю (развитие речи, развивающие игры, музыкальные занятия, развитие движений и др.), продолжительность которых не должна быть более 8–10 мин. Допускается проводить одно занятие в первую и одно занятие во вторую половину дня. В теплое время года максимальное число занятий рекомендуется проводить на участке. Как показывает практика, проводить занятия с группой более 5–6 детей ясельного возраста нецелесообразно.
Хочу обратить ваше внимание на то, что приводимые здесь возрастные регламенты нагрузок даются в традиционном для нашего понимания возрастном составе групп. Между тем, как показывает практика дошкольного образования, происходит "омоложение" детских коллективов – все больше детей 6 летнего возраста покидает детский сад и садится за школьные парты. Однако руководители и методисты ДОУ, как правило, не утруждают себя коррекцией образовательной нагрузки. Наши исследования выявили, что образовательная нагрузка, рассчитанная, к примеру, на 6-летнего ребенка, предлагается 5летнему, и в таком случае к концу занятий у большинства детей регистрируются признаки сильного и выраженного утомления, ухудшается эмоциональное состояние, повышается невротизация. У них сокращаются возможности для реализации основных биологических потребностей организма в двигательной активности, продолжительности дневного сна, игровой деятельности. Поиск новых форм обучения и воспитания детей привел к появлению в детских садах групп кратковременного пребывания, которые чаще всего ориентированы на решение образовательных задач, более того зачастую основной целью этих групп становится подготовка детей к школе. Даже при столь непродолжительном общении с ребенком организаторы этих групп не должны подменять возможность полноценного развития ребенка натаскиванием и муштрой. Хочу заметить, что приведенные выше возрастные регламенты нагрузки в полной мере относятся и к детям, посещающим группы кратковременного пребывания. Если пребывание ребенка в этой группе рассчитано на срок более чем 3 часа, необходимо предусмотреть организацию питания.
Опытный воспитатель наверняка создаст условия для постепенного вхождения в непривычные для ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания, образовательную нагрузку и детский коллектив. Известно, что индивидуальные особенности зачастую перекрывают возрастные, и дети одного и того же возраста могут существенно различаться по своим физическим и интеллектуальным данным. В связи с этим в процессе обучения воспитателям следует очень внимательно относиться к самочувствию ребенка в процессе занятий, регулируя продолжительность и объем предлагаемой ему нагрузки. В первую очередь это касается детей со сниженными функциональными возможностями, страдающих хроническими заболеваниями, часто болеющих, недавно перенесших заболевания, а также недавно поступивших в детский сад и еще неадаптировавшихся к систематической образовательной нагрузке, как интеллектуальной, так и физической. Особое внимание хотим обратить на стиль общения воспитателя с детьми. Данные наших исследований убедительно свидетельствуют, что авторитарный, профессионально не адекватный воспитатель, строящий свое общение с детьми на окриках, принуждении и понукании, способен нанести гораздо больший вред здоровью детей, чем перегрузки на занятиях. Поэтому доверительное и внимательное отношение к каждому ребенку, создание комфортных условий для его пребывания в детском саду должно стать предметом особой заботы организаторов дошкольного воспитания.

М.И. Степанова,
доктор медицинских наук,
профессор

Старая Купавна