Старая Купавна  

Зачем учителю имидж?

07-Dec-2009
 
Зачем учителю имидж?
 
 
   
 




Все статьи

В основе понятия "имидж" лежит латинское слово imago, которое означает образ, облик, картину, подобие. Правда, в глубокой древности это слово уже употреблялось в переносном смысле для обозначения посмертных восковых масок, снабженных текстом, в котором отображался библиографический характер "воссозданного" образа. В начале XX века возникло формалистическое течение популярных поэтов лириков – "имажинизм", сторонники которого придавали самодовлеющее значение художественному образу, как правило, вычурному, осложненному. В настоящее время понятие "имидж" активно используется в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя, имидж стал элементом теории и практики "Паблик рилейшнз", прочно войдя в общественную жизнь.

ЕГО К ДЕЛУ НЕ ПРИШЬЕШЬ, НО ВСЕ ЖЕ...
Имидж возник как следствие социальных потребностей и призван обеспечивать эффективную деятельность по их удовлетворению. Стартовой точкой возникновения имиджа является спровоцированное социумом желание нравиться, чтобы достигать своих эгоистических целей. В современных педагогических словарях имидж учителя определяется как эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. Имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Имидж учителя выполняет следующие функции: профессиональную – в контексте педагогической деятельности способствует выполнению профессиональной функции обеспечение высокого качества обучения и воспитания); социальную – способствует развитию творческой активности учащихся, повышению статуса и престижа профессии учителя, повышению общественной значимости этой профессии; духовно-нравственную - оказывает влияние на формирование личности ученика, проявляющуюся в отношении к окружающим людям, к природе, к предметному миру, к духовным ценностям, нравственных качеств учащихся (ненасилие, сотрудничество, честность, доброта, уважение к другим людям); визуальную – оказывает влияние на формирование положительного внешнего впечатления, воспитывает культуру внешности. Словосочетание "имидж учителя" является сравнительно новым для педагогической науки. И в этой связи мы решили узнать, как сами практикующие педагоги и будущие учителя понимают это словосочетание и что вкладывают в его смысл. В опросе приняло участие 433 человека (учителя московских школ и студенты педагогического вуза МГПУ). Полученные ответы учителей и студентов не представляли принципиальной разницы. Обе категории сходятся во мнении и под имиджем учителя понимают совокупность качеств: внешний вид (50%), культура поведения (34%), профессионализм (20%), внутренние принципы (16%), образ учителя (15%), личностные качества (11%), умение производить впечатление (8%). Таким образом, можно сказать, что в общественном сознании практикующих и будущих педагогов имидж учителя понимается как совокупность внешних и внутренних индивидуальных, личностных и профессиональных качеств учителя. Индивидуальный имидж педагога – это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект – субъектному общению с участниками образовательного процесса. Этого определения будем придерживаться и мы в своем исследовании. Образ учителя, его имидж – это совокупность качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Он синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в него включены как естественные свойства личности, так и специально наработанные, созданные искусственно. Имидж необходимо рассматривать как часть целой структуры авторитета. Приведение имиджа учителя в состояние, соответствующее целям управления учебновоспитательным процессом, важный момент в формировании авторитета учителя. Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Учитель часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Поэтому позитивный имидж педагога является важной составляющей имиджа общеобразовательного учреждения. Он находится в неразрывной связи и является компонентом общей структуры имиджа общеобразовательного учреждения.

ПЕДАГОГ – ЭТО СТИЛЬ
Имидж учителя во многом зависит от его педагогического стиля. В древнем мире стилем называли литературный слог, индивидуальную творческую манеру. Понятие "стиль" многозначное. Под стилем педагога обычно понимают стиль его работы, стиль взаимоотношений между участниками образовательного процесса (учитель - ученик, учитель - учитель, учитель - администрация), контакты с родителями учащихся, манеры поведения и привычки педагога, характеризующиеся особенными отличительными чертами. В контексте того, что учитель является руководителем ученического коллектива, можно говорить о стиле педагогического руководства. Стиль руководства выражается в том, какими приемами учитель побуждает коллектив к действию, к инициативному и творческому решению задач, стоящих перед классом, как контролирует результаты деятельности. Обычно стиль отличается устойчивостью, но устойчивость эта относительна, поскольку стилю присуща и определенная динамика. Умение быть мобильным в стилевых проявлениях рассматривается как достоинство и многими исследователями ценится так высоко, что, по их заверению, "наилучший тип руководителя – это динамический" и что "умение руководить – это умение менять стиль руководства". Наиболее распространенной классификацией стилей руководства является их деление на авторитарный, либеральный и демократический. Учитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично решает все вопросы жизнедеятельности класса, определяет каждую конкретную цель, исходя лишь из собственных установок, строго контролирует решение любой задачи и субъективно оценивает результаты. Ему в большей мере характерно требовательное и в меньшей степени уважительное отношение к учащимся. Авторитарный педагог может добиться слепого подчинения путем диктата, нажима, психологического давления.
Важно обратить внимание на то, что учащиеся, как правило, боятся такого учителя. Дети внешне заискивают перед ним и одновременно награждают его обидными прозвищами. Авторитарному педагогу в большинстве случаев не доверяют. Противодействие школьников властному давлению педагога чаще всего приводит к возникновению конфликтных ситуаций.
Либеральный стиль реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами школы и учащихся. Такие педагоги формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. Для либерального стиля в большей мере характерно уважительное и в меньшей степени требовательное отношение к учащимся. Авторитетом среди детей такой учитель не пользуется, так как школьники чувствуют его психологическую слабость; он непоследователен в своих действиях, разбросан, часто свои требования не доводит до логического завершения. Атмосфера в классе нерабочая, дисциплина неудовлетворительная. Несмотря на кажущуюся противоположность либерального и авторитарного стилей, у них есть общие особенности: дистанционные отношения между учителем и учениками, отсутствие между ними доверия, обособленность и отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Демократический стиль предполагает, что учитель ориентирован на развитие активности учащихся, привлечение каждого ребенка к решению общих задач.
Демократический стиль более приемлем в реализации учебно-воспитательного процесса. Учитель, проявляющий в равной мере высокий уровень требовательности и уважения к учащимся, пользуется доверием и авторитетом у коллег, к его мнению прислушиваются, часто обращаются за помощью. Основная особенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Для формирования позитивного имиджа учителю необходимо обладать демократическим стилем взаимодействия с учащимися, создавать «мажорный» психологический климат в классе и поощрять открытость и доверие учеников. Мы уже говорили о том, что все компоненты структуры имиджа взаимосвязаны и взаимодополняемы. Так, несмотря на то что стиль деятельности учителя является частью профессионального компонента, в нем проявляются и личностные качества, преломленные в определенной степени через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива; общая и профессиональная культура, отражающая общую и профессиональную ценностные ориентации; особенности характера и темперамента. Психологический тип личности учителя выступает и как условие профессионального стиля деятельности. Стиль деятельности педагога во многом характеризуют отношения с учениками. Стиль отношений во многом складывается подсознательно и постепенно, но это не значит, что стиль формируется стихийно. Процесс становления стиля деятельности следует рассматривать как сложный процесс, длящийся достаточно долго. К тому же тот или иной стиль руководства в чистом виде встречается редко. В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили. Педагогическую технику также необходимо рассматривать как структурную единицу профессионального компонента общей структуры имиджа учителя. Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении самых разнообразных задач обучения и воспитания, ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии, выступающим в виде совокупности умений по использованию своего психофизиологического аппарата как инструмента воздействия. Но весь профессиональный компонент имиджа учителя пронизан личностным содержанием: и культура, и ценности, и характер – все находит свое отражение в профессиональном компоненте.

Александр Савостьянов,
профессор АПК и ППРО

Старая Купавна