Старая Купавна  

Может ли классный стать "классным"?

01-Mar-2010
 
 
 
   
 




Все статьи

АКТИВИЗИРУЙТЕ СИМПАТИЮ!
Пытаясь, однако, подобрать соответствующий синоним из "психолого-педагогического тезауруса", остановимся на "активной симпатии" педагога - классного руководителя к ученикам своего класса. Основа "активной симпатии", как системы взаимодействий и взаимоотношений: бережность, чуткость, интерес и предельная уважительность к уникальности, с одной стороны, и открытость, искренность, ответственность и активность в общении - с другой.
В принципе любое педагогическое событие, ситуация невозможны без "активной симпатии". "Навязывание" же педагогом себя детям есть главное условие ее возникновения. "Активная симпатия", учителя к ученикам, не есть сердечная склонность, она не является прихотью и не может быть результатом естественного влечения, хотя и эти состояния не исключаются. "Активная симпатия" - долг, обязанность и потребность души профессионала-педагога, и достигается она постоянным упражнением, душевным усилием. Она возникает, фиксируется, закрепляется, переходит в привычку, начинает порождать сама себя и вызывать ответные чувства чуткости, интереса, открытости, искренности, ответственности и строгой уважительности к "самости" учителя уже со стороны учеников.
"Активная симпатия" классного руководителя предстает перед школьниками в конкретных действиях - знаках, или, как это ни странно звучит, - в определенных психотехниках. От педагога требуется быть бодрым, энергичным, немногословным, уверенным в себе. Уместна легкая улыбка, открытый и прямой взгляд, свобода в движениях, бархатный, приятный, "слегка волнующий" голос.
Неуместны металлические нотки, скороговорка, высокие раздраженные тона. Речь должна быть ясной, плавной, легкой, без тягостных пауз и, главное, понятной. "Активная симпатия" придает взгляду классного руководителя на каждого ребенка независимо от любых обстоятельств надежду на его успехи и веру в него, как в своего ученика. От педагога требуется откровенное любование учеником, восхищение его малейшим продвижением, даже если хочется плакать после двух часов бесполезного "вдалбливания".
Классный руководитель, навязывая школьнику "активную симпатию", обязан любить его медленный рост, обязан помнить прожитые вместе дни и часы с каждым учеником, должен постоянно рассказывать ученику о нем возвышающую его легенду, и эта легенда самим учеником должна быть признана за подлинную правду. Поэтому в ней надо быть скрупулезно достоверным. Недопустима малейшая неискренность, фактическая ошибка в обстоятельствах жизни. Если ученик заподозрит педагога в искусственности, деланности или, не дай бог, в попытке "воспитывать", немедленно наступит конец возникающему чувству взаимного принятия. Работая в качестве носителя "активной симпатии", классный руководитель не имеет права ронять достоинства, жаловаться на жизнь, зарплату, начальство, обстоятельства, семью, здоровье, так как жалость к педагогу может показаться детям бестактным и нечутким проявлением неуважения, которое блокирует надежду и доверие, возникающую у фрустрированных детей к могуществу старшего друга.

ВСТУПАЙТЕ В ДИАЛОГ!
Втягивая учеников в состояние "активной симпатии", классный руководитель, в то же время ни при каких обстоятельствах не может позволить себе отстраненную, или "ироническую", позицию якобы постороннего. Вместе с тем он не должен демонстрировать в качестве заслуг свои "близкие" отношения с учениками. Нельзя ни в коем случае подчеркивать свою "активную симпатию" ни перед ними самими, ни, тем более, перед посторонними. "Активная симпатия" требует скромности и не терпит публичности. Она в то же время совершенно не уживается с иронией. А ведь надо сказать, что быть ироничным - одно из профессиональных качеств учителя, но не педагога. Учитель может быть сколь угодно ироничен сам с собой, с иными взрослыми, с предметным материалом, с политическими персоналиями, но упаси бог ему быть ироничным по отношению к своим ученикам.
Ирония надежно закроет такому педагогу дорогу к любви и милосердию. Ибо коренное свойство иронии - чуждость и трезвость взгляда несовместима с "активной симпатией". Гнев или открытое горе, тем более ошибка совместима с ней скорее. Любой аффект совместим, а ирония - нет.
Особенность "активной симпатии" классного руководителя, взявшего на себя задачу реабилитации и "возрождения" детей, пострадавших от "внешкольной" (хотя и от школьной тоже) жизни, состоит в том, что в ней особенно высока доля уважения. Прежде всего, уважение держится на изначальном признании педагогом важности, серьезности, высокого социального и личностного статуса своего ученика. Необходимо убрать принуждение, приказной тон, нарочитое подчеркивание своего превосходства в любом варианте - и как взрослого перед юнцом, и как эксперта перед проверяемым, и как знающего перед профаном, и как образованного перед недоучкой, и вообще как сильного перед слабым.
Еще одна сторона "активной симпатии" педагога - терпение и, главное, такая ее составляющая как толерантность. Терпение для нас не ново. Его мы проявляем постоянно, мы вообще склонны считать свою педагогическую деятельность подвигом терпения, а себя по преимуществу - "потерпевшими", если использовать юридическую терминологию.
Но толерантность это нечто иное, это не "мое терпение", принадлежащее мне, это "мое терпение", отданное ему, моему ученику. В этой свободной, искренней передаче и прячется "активная симпатия". Я не "терплю от него", я не "терплю его", я вообще перестаю терпеть и страдать, потому что принимаю его целиком, какой он есть.
Он для меня не "объект несовершенный", нуждающийся в исправлении, а до окончания этого исправления источник печали, терпения и страдания, он для меня - ценность! Еще один страшный враг "активной симпатии" - гордость, склонность к самовозвышению - самоутверждению за счет детей, капризное и мелочное тиранство, постоянное утверждение себя "хозяином в доме", проявления эгоизма. И, наконец, "активная симпатия" может осуществиться только в диалоге. Диалог - гуманитарная техника, во многом утраченная современной школой, обеспечивает длительную коммуникацию, взаимное уважение, а также фактические и правовые гарантии этого уважения.
Нельзя добиться взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимопринятия без умения педагога и ученика вести диалог. Чем дольше и непринужденнее классный руководитель и дети его класса смогут вести диалог, тем больше между ними "роскоши человеческого общения", тем выше градус взаимного "понимания, взаимочувствования, взаимопринятия" - тем ценнее новые личностные смыслы, которые рождаются путем многократной свободной интерпретации казалось бы известных текстов и действий.
Итак, во-первых, классный руководитель как педагог должен обладать набором профессиональных умений - специальной компетентностью, которую можно назвать коммуникативно-суггестивной, близкой к профессиональной компетентности психотерапевта, но осложненной еще тем обстоятельством, что эта психотерапия не только индивидуальная, но и групповая.

ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Принцип "понимания вместо осуждения" дает возможность ученику, нарушившему нормы поведения, совершившему некрасивый поступок, выразить свои чувства, понять их и серьезно принять решение "об изменении самого себя".
2. Принцип "добровольность вместо контроля" предполагает предоставление ученику возможности самому решать, какая помощь от классного руководителя ему необходима, какую помощь он хочет принять. Под этим также подразумевается, что классный руководитель не должен навязывать воспитаннику свое мнение, если его советы и доказательства порождают приспособляемость, страх, то тогда становится невозможным адекватное личностное развитие школьника.
3. В тесной связи с предыдущим можно считать принцип "помощь для самопомощи" или "активность вместо пассивности". Если классный руководитель сам активен, все делает для своего ученика и не требует от него самостоятельных действий, то тем самым он делает его еще более беспомощным и зависимым. Классный руководитель должен дать каждому своему ученику возможность самому строить свою "школьную жизнь".
4. Принцип "скрытность, конфиденциальность" отражает право каждого ученика на уважение его личной жизни. Это значит, что передача информации о личных житейских ситуациях третьему лицу (людям, учреждениям), участие или присутствие третьего лица в разговорах может происходить только с согласия воспитанника.
5. Принцип "открытость (искренность), доверие" направлен на установление доверительных отношений между классным руководителем и учеником его класса. Подразумевает открытое и честное поведение классного руководителя, который ничего не позволит себе делать за спиной своего воспитанника, например, получать сведения о нем от третьего лица.
6. Принцип "семейной ориентации" исходит из того, что воспитание как социально-педагогическая защита и помощь детям может быть обеспечено только совместными усилиями классного руководителя и родителей, при условии изменения ситуации и отношений в семье.
7. Принцип "объединенной помощи - комплексной помощи" затрагивает совокупность проблемных жизненных обстоятельств, которых становится все больше и больше в жизни каждого современного школьника. Помощь классного руководителя должна осуществляться в тесном контакте с различными организациями и службами, имеющими отношение к семье. Этот принцип показывает, что в социально-педагогической поддержке все большего признания добивается процессуально-систематическое видение социальных проблем, которое и объединяет материальные, физические, духовно-психические, личностные и общественные проблемы.

Михаил Левит,
заместитель директора
гимназии № 1514 г. Москвы

Старая Купавна