Старая Купавна  

Гонка за отметкой

18-Mar-2011
 
 
 
   
 



Топ 6 столешниц из натурального камня.

Все статьи

В жизни любого человека практически все действия, им совершенные, происходят при наличии какого-либо мотива. Мотив может быть разным: гуманным и антигуманным, социальным и асоциальным, тактическим и стратегическим, бескорыстным и меркантильным, страстным и бесстрастным, познавательным, игровым.
Cтремление ученика получить высокий балл стимулирует его быть более внимательным на уроке изучения нового материала, мотивирует учащегося на развитие собственной памяти, формирует навык использования целевой установки на запоминание...

Чем больше времени мы тратим на передачу знаний, тем меньше мы будем знать о том, что осталось усвоенным из предложенного, и, наоборот, чем больше времени мы тратим на диагностику, тем точнее и полнее мы имеем информацию об усвоении новых знаний учеником, но самих новых знаний сообщаем при этом немного...

"НЕДОРОГАЯ" ПЯТЕРКА
Законы, по которым протекает наша жизнь, предоставляют нам широкий спектр мотивов разного направления. Как правило, законы склоняют нашу жизнь в социальное, гуманное русло. Разрешая одни и запрещая другие мотивы, можно заметно влиять на направление развития общества в целом и каждой личности в отдельности (вспомним не столь уж далекое советское время).
В основе моей работы лежат принципы повышения внутренней мотивации обучения ученика. Одним из важных факторов влияния на заинтересованность ученика в приобретении знаний является оценивание его труда, то есть выставление оценок за деятельность разного рода. Даже оценка, получаемая учеником на уроке, позволяет влиять на уровень его заинтересованности в обучении, а оценка за четверть очень значимый фактор влияния для любого ученика, особенно обучающегося в физико-математическом или технологическом классе. Каждая проверочная работа, проводимая в классе, преследует стимулирующую цель: либо к за учиванию конспекта, либо к овладению умением решать задачи определенного уровня сложности, либо к пониманию предмета исследования.
Изучение нового материала в старших классах физико-математического профиля проводится в форме учебной лекции. На таком занятии ученик может задать вопрос по любому непонятному фрагменту лекции, попросить подробнее растолковать то или иное определение, уточнить правильность своего понимания.
После прослушивания каждой лекции, на этапе первичного закрепления учебного материала, в конце урока проводятся микротесты, содержащие всего пять утверждений. С утверждениями нужно либо согласиться, либо несогласиться (необходимо поставить "+" или "–" перед номером вопроса). Оценивается микротест по привычной для всех учеников пятибалльной шкале. Каждый правильный ответ "стоит" один балл, соответственно оценка "5" выставляется за пять правильных ответов. Но понятно, что для получения такой пятерки, кроме внимания на уроке, ничего не нужно, проверяемые знания носят репродуктивный характер. "Стоимость" такой пятерки невелика, однако стремление ученика получить высокий балл стимулирует его быть более внимательным на уроке изучения нового материала, мотивирует учащегося на развитие собственной памяти, формирует навык использования целевой установки на запоминание.

ОЦЕНКА ЗА "ФОТОГРАФИЮ"
Заучивание конспекта лекции является домашним заданием. Написание конспекта в классе своеобразная проверка выполнения домашнего задания. Но важность этого задания очень высокая, контролируется процесс формирования теоретической оснащенности ученика. От своевременности его выполнения зависит многое: полнота приобретенных знаний, глубина и полнота найденных теоретических взаимосвязей, легкость последующего воспроизведения, качество навыка непрерывной самостоятельной работы ученика. Понимаяважность этого задания, важно каждый раз объяснять, как нужно заучивать, для чего это нужно. При проведении проверочной работы по написанию конспекта, требуется воспроизвести конспект в точности как в тетради (их задается выучить всего два или даже один, и тогда его пишем по половине на вариант). Опять же, проверяемые знания носят репродуктивный характер. Оценка "5" ставится в том случае, если ученик правильно и полностью воспроизвел содержание конспекта или допустил незначительные неточности, не носящие принципиальный характер. Оценка "4" ставится при наличии неточности (ошибки), не носящей принципиальный физический характер, или при пропуске какоголибо незначительного фрагмента конспекта. Оценка "3" ставится при наличии грубых ошибок физического характера либо при написании недостаточной части конспекта.
Оценка "2" ставится при наличии нескольких грубых ошибок. После проведения такой работы важно проанализировать результативность способов заучивания и в очередной раз посоветовать рациональный путь.

ЧТО-ТО С ПАМЯТЬЮ ТВОЕЙ СТАЛО?
После окончания лекционных занятий ученикам отводится до недели учебного времени на подготовку к зачету по текущей главе. В это время обязательно проводится консультативное занятие по подготовке к зачету. На таком занятии ученики вправе задать любой вопрос по изученной теме. Накануне такого занятия ученикам даются рекомендации по подготовке к такой консультации: выписать вопросы, которые следует задать на уроке, или отметить цветным карандашом в тетради непонятный фрагмент с написанием ключевого слова, еще раз прочитать рекомендации по подготовке к занятиям. Упомянутые рекомендации собраны в компактной текстовой форме. Они имеются практически у всех учеников в печатном либо электронном виде, есть файл с рекомендациями "Как готовить себя к поступлению в вуз" и на школьном сайте. Зачетное занятие проводится в форме письменного экзамена. Ученик в начале урока берет билет с номером зачетного вопроса и в течение одного урока готовит ся. Требуется воспроизвести один из 10 конспектов (среднее количество вопросов в главе). Для успешной сдачи зачета необходима более тщательная подготовка по всему материалу. Потому "стоимость" этой оценки значительно большая! Оценка "5" ставится за полное и правильное воспроизведение конспекта, доставшегося на зачете. Оценка "4" ставится при наличии небольших неточностей, не носящих принципиального физического характера, или при незначительной неполноте написанного конспекта. Оценка "3" ставится при наличии грубых неточностей (принципиальных, физических) или при неполном написании конспекта. Оценка «2» ставится при большом количестве ошибок или принезначительном количестве написанного.
При подведении итогов зачета в первую очередь отмечаются работы, написанные на "5". В каждую тетрадь с такой оценкой вкладывается "Зачетный лист" с указанием имени и фамилии ученика, даты проведения и темы зачета. В таком листе выражается благодарность и ученику, и родителям за совместный труд с пожеланием дальнейших успехов.
Выдается такой лист только тем, кто справился на "5". Для остальных (кто получил "4" и нижея) есть некоторый стимул в следующий раз подготовиться лучше и получить такой листок.

А ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ УЧИТЕЛЬ?
При решении задач ученик начинает практически применять те теоретические знания, которые он приобрел на лекционных уроках. Ученик на практике ощущает срабатывание (или несрабатывание) механизмов памяти, недостаточность только предметной теоретической оснащенности.
Появляется широкое поле для самоанализа, рефлексии. Ученик должен сам для себя определить причины, приводящие к успеху или неуспеху, к пониманию закономерностей механизмов мышления. Данный процесс настолько индивидуален, что проанализировать деятельность каждого ученика теоретически возможно, но практически оказывается мало выполнимым. Здесь срабатывает соотношение неопределенностей "время на передачу некоторого количества передаваемых знаний" - "время диагностики усвоения этих знаний" = const (число часов на учебный курс). То есть чем больше времени мы тратим на передачу знаний, тем меньше мы будем знать о том, что осталось усвоенным из предложенного, и, наоборот, чем больше времени мы тратим на диагностику, тем точнее и полнее мы имеем информацию об усвоении новых знаний учеником, но самих новых знаний сообщаем при этом немного. В интересах развития личности и общества в целом обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. Обучение должно идти впереди развития, максимально используя генетические возрастные предпосылки и внося в них существенные коррективы.

УЧИТЬСЯ НА ОБРАЗЦАХ!
Наряду с использованием оценивания работы ученика как фактора влияния на направление развития ученика, создается и развивается система личностных качеств, а также личностных и духовных ценностей, так же влияющих на направление саморазвития. С этой целью приводится множество примеров из биографий великих ученых. Повествуя о биографиях ученых, конечно же, нужно дать свою оценку личностных качеств ученых, необходимых для глубоко осмысленной, духовно богатой, творчески наполненной жизни. Очень важно пояснить, что качества эти не появятся сами собой, если их в себе не вырабатывать, не шлифовать их, нестремиться к большой цели.
Большое внимание (особенно в начале учебного года) уделяется физиологии работы головного мозга. На качественном уровне, используя простейшие модели работы мозга (рост и соединение дендритов), даются рекомендации по способам заучивания конспектов - письменное воспроизведение, по решению задач - от простого уровня к сложному уровню, не оставляя непонятных мест в понимании. Также говорится о способе формирования памяти - не подсматривать, а вспоминать ассоциациями. Поясняется, что усталость от умственной работы это норма, которой необходимо добиваться, и одновременно критерий развития мозга. Важное место в рекомендациях занимают советы по организации труда и питания. Важно, чтобы каждый ученик проникся пониманием необходимости сбалансированного режима работы.
Чтобы хватало сил и времени и на активный отдых, и на личные увлечения, и на учебный процесс.
Для ученика важно осознавать, что его способности представляют ценность не только для него самого и что нет предела его самосовершенствованию!

В.М. Курносов,
учитель физики
муниципального образовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов"
Петропавловск-Камчатского городского округа

Старая Купавна