Поселения стали самостоятельными...
08-Feb-2009
 
 
 
 
   
Ваши публикации:
- Кому живется весело?
- Спорту в Старой Купавне не выжить?
- Дайте Старой Купавне чистую воду!
- Предполагаемые кандидаты
- Диалог со свидетелями истории
- Позаботимся о чистоте
- Письмо Кэт
- От всего сердца
- График приема депутатов
- На повестке дня у депутатов
- Поселения стали самостоятельными...
- График приема депутатов
- Не повод для злословия!
- Подвальная история
- Письмо депутату
- Экологическая катастрофа не за горами или Здравствуйте, я ваш карась!
- Ау, депутаты...
- С буденовкой по жизни




С 1 января 2009 года вновь образованные муниципальные образования - поселения стали самостоятельны. В нашем Ногинском районе таких поселений десять:
городские - им. Воровского, Ногинск, Обухово, Старая Купавна, Электроугли,
сельские – Аксено-Бутырское, Буньковское, Мамонтовское, Степановское, Ямкинское.

Ранее в Московской области существовали два вида муниципальных образований – городские округа и районы. В соответствии с новым Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2005 году Законами Московской области в каждом районе сформированы вновь образованные муниципальные образования – городские и сельские поселения, и установлены их территории. 4 сентября 2005 года состоялись выборы местных глав и депутатов вновь образованных муниципальных образований. По Закону поселения должны были приступить к исполнению своих полномочий самостоятельно вне зависимости от района с 1 января 2006 года.

Однако 12 октября 2005 года Государственной Думой были внесены изменения в этот закон, позволяющий субъектам федерации (областям, краям и республикам, входящим в состав России) вводить закон о местном самоуправлении поэтапно до 1 января 2009 года. Государственной власти Московской области было предоставлено право устанавливать на переходный период перечень вопросов местного значения, которые вправе исполнять поселения. И первое, что сделала Московская областная Дума и исполнительная власть Московской области – решила не наделять поселения финансовой самостоятельностью и предоставила право районам финансировать поселения по смете.

Фактически государственная власть сохранила на переходный период 2006-2008 г.г. зависимость поселений от района. Эту зависимость районные чиновники порой не раз использовали, против тех глав, которые не побоялись иметь свое мнение и открыто защищать интересы своих избирателей и своего поселения. В Ногинском, Щелковском, Люберецком, Серпуховском, Сергиево-Посадском, Луховицком и других районах Московской области развернулась борьба с неугодными главами поселений. Можно предполагать, что главной целью этого было не допустить такой независимости, чтобы и другим неповадно было следовать их примеру.
Теперь вернемся к правам и полномочиям поселений и района.

Согласно новому Закону в местном самоуправлении создана двухуровневая система власти, но не в плане подчинения, а в плане закрепления вопросов местного значения. Часть вопросов местного значения решают поселения, а другие полномочия выполняются районами самостоятельно, однако депутаты Государственной Думы заложили в этот закон некоторые противоречия, например, некоторые полномочия, к сожалению, дублируются – они выполняются и поселениями, и районами, или наоборот ни теми, ни другими (и ответственность за это каждый пытается возложить на другого). Нередко бывает, когда каждый из них может "тянуть одеяло на себя", в результате происходят конфликты. Чаще всего победителями в такой сомнительной борьбе выходят те, у которых больше сил или вышестоящих покровителей.

Источником финансирования полномочий являются доходы в виде поступающих в бюджет налогов и сборов. Поселенческий бюджет ими наполняется следующим образом: со всей территории поселения весь 100% сбор земельного налога, налога на имущество физических лиц (квартиры, дачи, гаражи и пр.), в местный бюджет также поступает 30% сельскохозяйственного налога, 10% от уплаченного гражданином (работающего на местном предприятии) подоходного налога, 50% суммы от аренды и продажи земли. Совет депутатов имеет право устанавливать, изменять и отменять местные налоги и сборы поселения.
Городские и сельские поселения имеют свои территории. Районы своих территорий не  имеют, а имеют только границы, в которых расположены территории поселений, входящих в состав района. Такое положение обеспечивает закрепление только за поселением дел, таких, как организация благоустройства и озеленения территории, планирование застройки территории, территориальное зонирование земель, установление правил землепользования и застройки территории, осуществление земельного контроля использования земель, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Вопросы территориального развития не в компетенции муниципального района. За муниципальным районом сохранены, в основном, такие вопросы, как содержание и строительство дорог между населенными пунктами, муниципальная милиция, экологический контроль, предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, медицинское обслуживание. Полный перечень вопросов местного значения поселения установлен статьей 14, для муниципального района статьей 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Поскольку полномочия муниципального района сокращены за счет передачи ряда вопросов местного значения от района поселениям, то аппарат существующей районной администрации должен быть значительно сокращен.

Все это конечно красиво и очень хорошо, если бы не было одного "НО". А именно, что за три года переходного периода органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления районов мало было оказано существенной помощи поселениям в подготовке к самостоятельному исполнению с 1 января 2009 года вопросов местного значения, закрепленных за поселениями. От районов поселениям надо было бы более плавно, поэтапно передавать полномочия, под это дело принимать на работу нужных специалистов, формировать новые службы. Однако в основном полномочия были переданы лавинообразно, в результате чего часть поселений, несмотря на длительный переходный период, получив в одночасье массу совершенно новых полномочий, столкнулась с организационными трудностями. Провал реформы местного самоуправления выгоден в первую очередь некоторым мнительным и властолюбивым главам районов, не желающим передавать имущество и власть на местный уровень, дескать, посмотрите, они (поселения) не в состоянии решать все вопросы местного значения, давайте остановим реформу, говорят они. Вместо того, чтобы быть локомотивом реформ, в тяжелой ситуации подставить свое могучее плечо, помочь накопленным опытом они всячески тормозят и дискредитируют этот процесс, порой стравливая население с избранными депутатами, главами на местах.

Фактически все три года поселения самостоятельно набирали практический опыт работы. Фаворитам Обухово, Электроуглям, Ногинску было легче, попавшим в опалу Старой Купавне, поселку Воровского и сельскому поселения Степановское тяжелее.

За все три года область, и район мало оказывали практической помощи. Все мероприятия по исполнению Закона на переходной период, прежде всего в вопросе самостоятельного формирования и исполнения бюджета, разграничения муниципальной собственности между поселениями и районом, красиво звучали лишь в законе Московской области от 02.11.2005 N 231/2005-ОЗ (ред. от 12.12.2006) "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений на территории Московской области в переходной период".
Два года (2006, 2007) – срок не малый, можно было бы постоянно совершенствовать областной закон, тогда поселения подготовились к самостоятельному исполнению бюджетов уже с 1 января 2008 года. Но ни область, а тем более район, существенных мероприятий по созданию в поселениях полноценных финансовых органов не провели.

Очередной серьезный момент переходного периода, без которого исполнение полномочий и оказание услуг населению поселениями не возможно, – это разграничение муниципального имущества между районом и поселениями.

В конце 2006 года почти всем Советам депутатов поселений Ногинского района в спешном порядке представили перечень имущества, которое передавалось поселениям, и Советы депутатов своим решением должны были его утвердить. После чего, все материалы направлялись в Московскую областную Думу для закрепления раздела имущества законом Московской области. В перечень вошли все многоквартирные дома, находящиеся на территории поселений, объекты инженерной инфраструктуры по обеспечению жителей тепло-, водоснабжением и водоотведением, объекты культуры и спорта и другое имущество. Почти все Советы депутатов поселений эти перечни своими решениями утвердили.

Вначале 2007 года распространилась информация о подготовке поселений к самостоятельному ведению собственных бюджетов, принимались для этого некоторые нормативные правовые акты.
Однако после утверждения в мае 2007 года Бориса Всеволодовича Громова Московской областной Думой на очередной срок в должности губернатора Московской области, процессы и по имуществу, и по бюджету поселений пошли в обратном порядке. В июне 2007 года районные власть держащие понудили Советы депутатов пересмотреть перечень передаваемого имущества. По новому перечню передавались лишь многоквартирные дома. Законом Московской области это закрепили, но еще с одним нюансом не в пользу поселений, а именно, настоящий закон вступал в силу с 1 января 2009 года. Этим самым, сохранив за районом распоряжение муниципальным жилым фондом и далее.

А в июле 2007 года депутаты Московской областной Думы, заявили, что поспешили передавать бюджетные полномочия поселениям. Основная причина, что поселения не готовы. А кто виноват? Я думаю, сами органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления района.

В 2008 году, воспользовавшись тем, что некоторые поселения не могут самостоятельно подготовить проект бюджета, администрация Ногинского района взялась помогать его готовить, попутно в проект поселений, наверно, в качестве некого "сюрприза – подарка" включили свои собственные долговые обязательства. Чтобы у поселений не возникало иллюзий по поводу нереальности его выплаты, скажу, как произошло на примере Обухово, которому подкинули в расходы почти 132 млн. рублей районного долга, добавили и фантастическую сумму в размере 143 млн. рублей по доходной статье "аренда земли". До сих пор протест прокуратуры по существу вопроса Советом депутатов Обухово не рассматривается. Администрация Ногинского района и районные депутаты, конечно, понимают незаконность своих действий, поэтому неудивительно, что районные избранники свое отступление от федеральных законов спустя какое-то время оформляют в законодательную инициативу (решение №331/29 от 28 января 2009 года)… смысл этой инициативы разрешить муниципальным районам долги сложившиеся на 1 января 2009 года перекладывать на поселения.

Не только с таким багажом проблем сегодня работают многие органы местного самоуправления… Однако хочу обратить внимание жителей поселка Обухово на то, что моими коллегами принято положение об организации похоронного дела в Обухово, по которому в соответствии с Федеральным законом и законом Московской области захоронение на безвозмездной основе по установленному перечню гарантированных услуг должна осуществлять специализированная служба – организация, учреждаемая администрацией Обухово, что делается в этом направлении обязана информировать администрация нашего поселения.

В Старой Купавне большинство депутатского корпуса четыре месяца (с октября 2007 по январь 2008 года) затягивало момент принятия такого положения. После принятия 30 января 2008 года депутатами этого положения, глава города Анатолий Плешань его подписал и направил на публикацию в муниципальную газету "Старая Купавна". Однако главный редактор газеты Любовь Акользина не опубликовала его и даже не сообщила причину этого. Более девяти месяцев положение о погребении нелегитимно (незаконно), так как нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан в обязательном порядке должны быть обнародованы. За прошедшее время были изменены федеральные законы о погребении. Администрация Старой Купавны снова внесла законопроект о погребении, гарантирующий перечень услуг по похоронному делу на безвозмездной основе. Однако, с 18 ноября 2008 года, почти  четыре месяца он завяз в бесконечных дебатах, а ведь все замечания и поправки можно было утвердить в более короткий срок. 28 января 2009 года опять случился казус, заседание купавинских депутатов не состоялось, из-за отсутствия кворума (отсутствовали сразу 9 депутатов, включая председателя И.В. Сухина). На протяжении всего периода рассмотрения положения о погребении много вопросов и замечаний к законопроекту возникло у депутата и владельца ритуальной службы Л.К. Бургомистрова. Остается гадать кому выгодно, чтобы на территории городского поселения Старая Купавна отсутствовали четкие правила о бесплатных услугах  погребения.
Считаю, что власть держащие в районе достаточно долго не смирятся с тем, что потеряли значительную часть полномочий, утратили безграничную власть. Поэтому кто бы ни был избран в поселениях, предполагаю, он обязательно столкнется с дискриминационными действиями районной власти. Противостояние между районом и поселением при прямых выборах Совета депутатов района всегда будет присутствовать. Как взаимоотношения района и поселений перевести из противостояния в сотрудничество?! Мой большой опыт в органах законодательной власти подсказывает, что нужно изменить порядок формирования Ногинского районного Совета депутатов на другой, который закон позволяет. Это формирование Совета депутатов района из глав и представителей Советов депутатов поселений в равном количестве. Согласно законодательству администрация района подотчетна Совету депутатов, а тот в свою очередь, сформированный таким образом из числа выборных лиц поселений, позволит сбалансировать работу всей администрации Ногинского района в интересах всех поселений.

Чтобы создать Совет депутатов района из представителей поселений, необходимо такое решение принять большинству Советов поселений. А это более пяти. И выборы в Советы депутатов поселений не за горами. По закону они должны состояться 11 октября 2009 года.
В заключении хотелось бы сказать, что наша местная жизнь зависит от того, кого мы выбираем. Не следует считать, что приедет барин, барин нас рассудит. Многое зависит от нас, простых избирателей. Люди, которые не ходят на выборы, а таких 2/3 населения, не вправе критиковать власть, ведь им в момент ее избрания было все равно, кто и с какими программами и убеждениями, туда будет выбран.

Председатель МООФ "Институт самоуправления",
депутат поселка Обухово Александр Кулаков

Опубликовано 08-Feb-2009

Альтернативная газета
Старая Купавна

 

 
Поддержка сайта kononov.studio