Старая Купавна  
Наибольшую опасность представляет героин, поступающий из Афганистана
10-Apr-2009
 
Госнаркоконтроль
 
 
   

10.04.09г. Ситуация: А. Сотников: Приходите на стадион - наши двери открыты!
09.04.09г. Мероприятия: Сохраняя русский язык
08.04.09г. Ситуация: А.Баранников: Должниками числятся 967 семей

Все новости




10 апреля в ФСКН России состоялось заседание межведомственной рабочей группы по выработке мер, направленных на повышение эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на Государственной границе Российской Федерации и совершенствованию законодательства РФ в целях противодействия контрабанде наркотиков из Афганистана.
С докладом выступил первый заместитель директора ФСКН России Владимир Каланда.

В своем выступлении он отметил, что наибольшую опасность для нашей страны с точки зрения социально-экономических последствий представляют опийные наркотики, в частности героин, который практически полностью поступает из Афганистана через среднеазиатские республики по так называемому "северному" маршруту.
Несмотря на некоторое уменьшение в Афганистане в прошлом году площадей, где выращивается опийный мак, а также объемов производства опиума и героина, наркоситуация в этой стране не претерпела существенных изменений. По оценкам экспертов, в настоящее время и, особенно в следующем году, урожай опиумного мака здесь существенно вырастет и может достичь 10 000 тонн, а это 1000 тонн высококачественного героина.
За время пребывания в Афганистане военного контингента США и НАТО производство наркотиков выросло более чем в 40 раз. Сюда поступают прекурсоры, изготовленные на химических заводах Пакистана и других государств, включая отдельные страны Евросоюза. С помощью банковской сети кредитования крестьян под будущие урожаи опийного мака осуществляется полномасштабное финансирование наркопроизводства. Создан замкнутый промышленный цикл, включающий в себя выращивание опиумного мака, производство опия и героина (для чего используются более 400 нарколабораторий), складирование и оптовую реализацию на афганских и пакистанских наркорынках. В настоящее время запасы чистого героина на территории Афганистана по различным экспертным оценкам составляют почти 3 тысячи тонн.
Мониторинг наркоситуации в Афганистане осуществляет Управление по наркотикам и преступности ООН. Однако информация о количестве наркопосевов в стране и о производстве опиатов вызывает большие сомнения. Зачастую данные УНП ООН занижены. Например, по сведениям УНП ООН объемы контрабандных поставок героина по "северному" маршруту составляют не более 15%, в то время как по данным российских правоохранительных органов эти объемы резко возросли и составляют в настоящее время не менее 35%.
На заседании отмечалось, что вооруженные силы США и НАТО, проводя контртеррористическую операцию в Афганистане, не предпринимают каких-либо серьезных усилий по сокращению наркобизнеса, который является одним из основных источников финансирования террористической деятельности.
Одним из подтверждений, свидетельствующим о нежелания решать эту проблему, является тот факт, что на 52-й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам, проходившей в марте этого года в Вене, предложения российской делегации о включении в итоговые документы проблемы производства наркотиков в Афганистане были жестко заблокированы делегациями США и некоторыми странами ЕС.
Афганские наркопроизводители получают ежегодный доход порядка трех миллиардов долларов США. Международная наркомафия зарабатывает на афганских опиатах, в первую очередь на героине, по самым скромным подсчетам, свыше 100 миллиардов долларов. Доходы от продажи наркотиков являются серьезным источником финансирования организованной преступности не только в Афганистане, но и в среднеазиатских республиках.
Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами среднеазиатских республик меры по противодействию афганскому наркотрафику, их эффективность не всегда является адекватной складывающейся обстановке. Так, объемы изъятий героина в таких странах как Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в 2007 году по сравнению с 2003 годом уменьшились вдвое и составили чуть более трех тонн.
Контрабанда наркотиков по "северному" маршруту в нашу страну осуществляется всеми видами транспорта. Примерно 70% - автомобильным транспортом, около 20% - железнодорожным транспортом, 10% - авиационным транспортом. Небольшая доля переброски наркотиков авиатранспортом объясняется повышенными мерами контроля в аэропортах, особенно на международных направлениях. Значительная часть контрабанды провозится под прикрытием поставок сельхозпродукции. Переброска наркотиков облегчается тем, что таможенная служба Казахстана не осуществляет досмотр автотранспорта, перевозящего продукцию и товары из стран Азии.
Далека от совершенства и организация противодействия контрабанде на российско-казахстанской границе, через которую в страну поступает почти 95% афганских наркотиков. Доля наркотиков, изъятых в пунктах пропуска через границу России в общем объеме изъятых из незаконного оборота наркотических средств, в 2008 году составила около 4%, а удельный вес преступлений, связанных с контрабандой наркотиков, - менее одного процента от общего количества выявленных наркопреступлений.
В 2008 году в пунктах пропуска было задержано 212 человек за контрабанду наркотиков. Вместе с тем в ходе расследования органами наркоконтроля уголовных дел только в первом квартале 2009 года установлено, что 97 иностранных граждан, преимущественно из среднеазиатских республик, задержанных в глубине страны, пересекали границу в пунктах пропуска именно с наркотиками.
Негативное влияние на развитие наркоситуации в стране оказывают миграционные процессы. Граждане среднеазиатских республик используются для перевозки наркотиков, прежде всего героина, в Россию. Часть из них вливается в организованные группы и преступные сообщества. В 2008 году только органы наркоконтроля за сбыт оптовых партий наркотиков задержали 753 иностранных гражданина.
При таких условиях необходимо усилить иммиграционный контроль. Однако действующий порядок не позволяет осуществлять полноценный учет иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих границу России через пункты пропуска с Казахстаном. А большая протяженность (почти 7,6 тысячи километров) и слабая техническая оснащенность российско-казахстанской границы создают благоприятные возможности бесконтрольно ввозить в нашу страну афганские наркотики.
Анализ сложившейся в Казахстане наркоситуации и тенденций, отчетливо проявившихся в последние годы, позволяет сделать следующие прогнозы.
Во-первых, учитывая мощный криминогенный фактор - устойчивый рост производства опия и героина, а последние два года и гашиша в Афганистане, транзит этих наркотиков через российско-казахстанскую границу в ближайшем будущем будет возрастать.
Во-вторых, наркотики, имеющие казахстанское происхождение (Шуйская долина по-прежнему остается сырьевой базой, негативно влияющей на оперативную обстановку), сохранят за собой доминирующие позиции как на внутреннем, так и на внешнем наркорынке.
В-третьих, развитие наркобизнеса будет стимулировать деятельность различного рода экстремистских и террористических группировок, что потребует в свою очередь, скоординированных и оперативных действий правоохранительных органов Казахстана, России и других сопредельных государств.
В-четвертых, транспортировка через территорию Казахстана наркотиков будет сопровождаться усилением местных преступных группировок, ростом в регионе заболеваемости наркоманией и ВИЧ-инфекцией.
Участники заседания обсудили разработанную Программу мер по повышению эффективности взаимодействия федеральных органов исполнительной власти на государственной границе Российской Федерации и совершенствованию законодательства Российской Федерации в целях противодействия контрабанде наркотиков из Афганистана. Внесенные в документ поправки направлены на координацию действий правоохранительных органов Казахстана, России и других сопредельных государств в борьбе с наркоугрозой.

Центр общественных связей ФСКН России
Старая Купавна