Старая Купавна  

Жизнь в условиях беспредела

23-Nov-2010
 
 
 
   
 




Все статьи
 

Участие в симпозиуме "Стена: защита или подавление?" (совместный проект "иные" - изучение творчества людей, имеющих психиатрический опыт – и S.I.P.E. - Международным обществом изучения психопатологической экспрессии, Ярославль, 1999) позволило в метафорической форме описать проблему, которую мы ранее обозначили как "верхний край" профессионализма.
Прежде чем стать профессионалом в любой области, будущему специалисту приходится овладевать целым реестром специальных знаний и умений ("штурмовать стену"). При успешном завершении программы (проникновении "за стену") он получает от общества документ, подтверждающий качество подготовки - диплом, сертификат, свидетельство...
Слово "стена" имеет в русском языке целый список значений, хорошо описывающих проблемы профессионального развития: стена поддерживает крышу, стена создает разграничения между комнатами, стена защищает от нападения извне... Более глубокие языковые корни уходят к значениям "сгущать", "уплотнять", "сжимать", здесь и слово "стебель" (далее, "ствол"), как наиболее жесткая часть цветка, его несущая конструкция. Мы полагаем, что именно "рост" и его охрана служат "нервом" этого понятия.
Было бы неправомерным упрощать проблему взаимодействия человека и общества в одной из важнейших сфер жизнедеятельности личности. Однако вопрос о профессионализме часто рассматривается "односторонне" (только в направлении "всемерной профессионализации").
Вместе с тем, поговорки типа "Врач, излечись сам", "У плотника дверь всегда сломана", "Сапожник без сапог" .., - отражают скептичное мнение общественности в отношении безмерности границ профессионализации. Речь идет отнюдь не о недостатке знаний, умений и навыков (вспомним римскую поговорку: "кто будет сторожить сторожа?"). По нашему мнению проблема "на порядок" сложнее и требует внимания, как стороны профессиональных сообществ, так и со стороны гражданского общества. Объективность ограниченности профессиональных рамок поведения и активная роль человека в диалоге "личность-профессия-общество" далеко не всегда обсуждаются как на этапах первичной профессионализации, так и на этапах повышения квалификации специалистов. Что же "отбирает" профессия у человека и что никак нельзя отдавать, некритично вовлекаясь в процесс профессиональной деформации..?
Нельзя указать ни одной из профессий, в отношении которой не была бы справедлива мысль Парацельса: "Все есть лекарство и все есть яд, тем или иным делает его доза". Смеем предположить, что практически все, самые драматичные страницы жизни общества были наполовину (если не полностью) написаны профессионалами: "политиками" - в странах диктатур, "инженерами" - изобретателями ядерного оружия, Чернобыля и Челленджера, "теологами, верными слугами веры" - разжигающими религиозные войны, "химиками" - порождающими катастрофы в области экологии, "экономистами" - подталкивающими население к "шоковой терапии", и т.п.
Еще одно понятие схожее по этимологии с перечисленными выше - "страх" как состояние близкое к опасности "сжатия", "стеснения", (здесь же и "стенокардия"). Этот аспект "стены" открывается специалисту гораздо позже, в момент, когда он начинает ощущать себя уже "на уровне" профессионального сообщества. Питающийся энергией роста, вырастает конфликт между известным знанием и первопроходческими идеями, скептически принимаемыми коллегами, остановившимися в профессиональном развитии. Немногие на деле принимают мысль Генри Давида Торо: "Человек, открывший какую-либо истину, составляет большинство в один голос".
Трагический момент в жизни специалиста возникает тогда, когда он вновь должен выйти "за стену" своего профессионального сообщества. Через этот кризис человек должен пройти, если он хочет профессионально развиваться. Этот этап, согласно нашим представлениям, требует особой подготовки, ближе к экзистенциальному характеру постановки проблем, это возвращение человека, заплутавшего в поисках "синей птицы" профессионализма – к себе. Если до этого кризиса человек развивается внутри профессии, то после кризиса профессия развивается внутри человека.
В одной из трактовок русское слово "предел" несет в себе дополнительный смысл через толкование "предел делимости", "не-делимость". Извне - это можно прочесть как "атом", но "предел", нащупываемый изнутри, - это одна из важнейших задач профессионального становления личности, за скорлупой профессионализма которой лежит выход в Живой Мир.
Кризис "выхода за стену", с этой точки зрения – становление новых пределов.
В последнее время общественность жалуется на "беспредел" в жизни. Альтернативой может стать четкая "предельность", регламентированность общества по "горизонтали" и "вертикали".
Тоска по "предельности", с нашей точки зрения, обозначает часто попытку бегства от задач роста и развития. В то время как противоположный путь – постановка перед собой, как предельных, задач общечеловеческих ценностей.

В.А. Урываев, Россия, Ярославль

Редакция Интернет-издания "Старая Купавна" благодарит клинического психолога высшей квалификационной категории, к.псх.н. доцента по кафедре медицинской психологии Владимира Урываева за предоставленное разрешение на публикацию материала

Медицинская психология в России
Старая Купавна